Профессиональный стандарт педагога

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ).

  • «Самоучитель по профессиональному стандарту педагога:

Кодификатор к «Самоучителю по профессиональному стандарту педагога»

Трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение»

Номер на «дереве» самоучителя Необходимые знания соответствующие профстандарту
1. Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке
2. История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества
3. Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики
4. Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях
5. Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения
6. Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
7. Рабочая программа и методика обучения по данному предмету
8. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства
9. Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи
10. Конвенция о правах ребенка
11. Трудовое законодательство

Трудовая функция «Развивающая деятельность»

Номер на «дереве» самоучителя Необходимые знания соответствующие профстандарту
12. Педагогические закономерности организации образовательного процесса
13. Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития (Также смотрите п.3)
14. Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся
15. Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ
16. Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью
17. Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей
18. Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ

Трудовая функция «Воспитательная деятельность»

Номер на «дереве» самоучителя Необходимые знания соответствующие профстандарту
19. Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
20. История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества (Также смотрите п.2)
21. Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях (Также смотрите п.4)
22. Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики (Также смотрите п.3)
23. Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки (Также смотрите п.5)
24. Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий (Также смотрите п.6)
25. Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (перейти на сайт)

В ст. 195.1 определены понятия профессионального стандарта — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности и квалификации работника — это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

В ст.195.2 ТК РФ определен порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов.

В ст. 195.3 ТК РФ определен порядок применения профессиональных стандартов.

 Профессиональные стандарты: 

Читать Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)

Читать Приказ №422н от 5.08.2016г «О внесении изменений в профстандарт «Педагог»

ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ ОТ 18.10.2013 № 544Н Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями на 5 августа 2016 года)

Читать Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38575)

Читать Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 N 38994)

Читать Приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 N 45406)

 Федеральные документы, регламентирующие введение профессиональных стандартов:

  Приказ Минтруда России от 12.04.2013 N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2013 N 28534)

  Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

  Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ “О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544нот 5 августа 2016 г. № 422н

  Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.03.2015 г. № 08-237 «О переносе срока применения профстандарта педагога». 

  Письмо Минтруда России от 06.07. 2016 г. N 14-2/ООГ-6465 «О применении работодателями профессиональных стандартов»  

  Письмо Минтруда России от 22.02.2017 N 14-3/ООГ-1565, разъясняющее вопросы изменения обязанностей сотрудников в связи с принятием профессионального стандарта.

 Письмо общероссийского союза работников образования от 10.03.2017 г. N 122 «Об актуальных вопросах применения профессионального стандарта»

Под применением профессиональных стандартов понимают использование их положений в организации деятельности образовательной организации, в том числе:

при приеме на работу для определения квалификации работника;

 при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;

при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;

 при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям;

при разработке штатного расписания для определения наименования должностей.

 Профессиональный стандарт педагога призван: определять необходимую квалификацию педагога; обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда; обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях; содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.