Уважаемые родители!
С 1 сентября 2016 года вводится в действие Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Стандарт).
Стандарт регулирует отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (далее дети с ОВЗ).
Стандарт разработан на основе Конституции и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
С чем связано введение Стандарта?
Введение ФГОС НОО ОВЗ связано с необходимостью создания специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, в том числе оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.
Какие задачи решает Стандарт?
Стандарт направлен на решение следующих задач образования обучающихся с ОВЗ:
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
- формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; формирование основ учебной деятельности;
- создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО и организационных форм получения образования обучающимися с учетом их психофизических особенностей.
Концепция ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Федеральный образовательный стандарт обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: основные задачи, содержание и перспективы введения
С 1 сентября 2016 года школа включилась в процесс реализации новых стандартов для детей с ОВЗ
В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от состояния здоровья, способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование.
Современное образование, актуализирует проблему поиска эффективных методов, приемов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Такие дети нуждаются в создании специальных условий обучения и воспитания, учитывающих их особые потребности и возможности.
С целью решения данной задачи были разработаны ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598) и Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599).
Стандарты введены в действие с 1 сентября 2016 года. Это документы, которые не имели в практике образования аналогов они гарантируют каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, вне зависимости от степени тяжести нарушения психического развития, способности к освоению цензового уровня образования, вида учебного заведения, региона проживания.
Важно отметить, что ФГОСы для детей с ОВЗ выстроены в той же логике, в той же парадигме как и стандарты, которые мы реализуем не первый год. И относится к этим документам нужно как к одному из звеньев большой целой системы образования. Структура новых ФГОСов важна, она строится на трех постулатах: стандарты устанавливают: требования к условиям реализации, содержанию программ и к планируемым результатам.
Обратимся к важным понятиям:
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) —
дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания.
Ребенок с ОВЗ — это физическое лицо, имеющее недостатки в психическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Выделяют 9 групп обучающихся с ОВЗ 1-глухие, 2-слабослышащие, 3-слепые, 4-слабовидящие, 5-с тяжёлыми нарушениями речи, 6-с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 7-с задержкой психического развития, 8-с умственной отсталостью, 9-с расстройствами аутистического спектра.
В зависимости от группы и тяжести заболевания на Психолого медикопедагогической комисиии для ребенка определяется вид АООП НОО
Так для глухих обучающихся, для слепых обучающихся, для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) – предусматривается 4 варианта программ, для слабослышащих и слабовидящих обучающихся — 3 варианта, для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и задержкой психического развития (ЗПР) и детей с умственной отсталостью — 2 варианта.
Обучение по варианту 1 может быть организовано по основной образовательной программе, при необходимости – в соответствии с индивидуальным учебным планом.
Вариант 2 предусматривает обучение по Адаптированной образовательной программе с изменениями в содержательном и организационном разделе, что предполагает дополнительные условия в общеобразовательном классе.
Обучение по 3 варианту предполагает выдачу свидетельства об обучении. АООП имеет еще более существенные отличия в содержательном и организационных разделах.
Вариант 4 предполагает необходимость получения образования по специальной индивидуальной программе развития(СИПР).Подобные программы принципиально отличаются по содержанию и формам организации образовательного процесса; специальные условия, позволяющие работать с ребенком , в каждом случае конкретизируются ПМПК
Организация обучения детей с ОВЗ может проходить в разных формах:
— обучение в коррекционных специальных классах,
-включение таких детей в общеобразовательные классы (инклюзивное образование),
-дистанционное обучение,
-семейное образование)
Рекомендуемый режим обучения устанавливается, исходя из актуального состояния ребенка (в первую очередь, его возможности соблюдать правила социализированного поведения, а также готовности к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию со сверстниками) и медицинских рекомендаций.
Соответственно, рекомендованный режим может предполагать ограниченное время пребывания ребенка в образовательной организации, дополнительный выходной день и пр.
Вариант АООП, режим обучения, виды и формы коррекционно- развивающей работы с ребенком прописаны в заключении ПМПК для каждого обучающегося с ОВЗ.
Для обеспечения введения стандартов для обучающихся с ОВЗ в школе проводятся мероприятия по следующим направлениям:
— создание нормативно- правового, методического и аналитического обеспечения
— создание организационного, кадрового и иформационного обеспечения
Так в школе на сегодняшний день
-создана рабочая группа по введению, сопровождению внедрения ФГОС ОВЗ;
-создан план- график и система методической работы, обеспечивающая сопровождение введения стандарта;
-Разработаны Адаптированные основные общеобразовательные программы
Успех в реализации всех новых введений в образовании, а в нашем случае новых стандартов для детей с ОВЗ зависит от уровня подготовленности педагогических работников. Поэтому одним из направлений работы по реализации стандарта стало повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через курсовую подготовку, изучение документов, регламентирующих введение ФГОС, включение коллектива в разработку учебно-методического оснащения процесса обучения детей с ОВЗ. Большую роль в данном направлении отводим курсовой подготовке.
Психолого- педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ включает четыре этапа:
диагностический;
поисково-вариативный;
практико-действенный;
аналитический
На диагностическом этапе:
Специалисты педагогического консилиума дают оценкаусостава детей, поступивших в школу с заключением ПМПК, нуждающихся в организации специальных образовательных условий и индивидуализации образовательного маршрута;
проводят углубленную диагностику (по заявлению родителей) выявленных детей с особыми образовательными потребностями;
разрабатывают индивидуальную образовательную программу
Поисково- вариативный вариант включает:
обсуждение вариантов маршрута сопровождения всеми специалистами и утверждение на ПМПк;
разработка целостной индивидуально ориентированной образовательной программы, определение сроков и ответственных за ее реализацию;
— планирование динамики усвоения учебных умений и навыков со стороны педагогов
Практико- действенный этап включает
-постоянное отслеживание динамики изменений, как состояния ребенка, так и степени (присвоения) им образовательных воздействий;
поддержание необходимых ребенку специальных образовательных условий (прописанных в рекомендациях ПМПК и детализированных в коллегиальном заключении школьного ПМПк);
корректировка индивидуальной образовательной программы, программы сопровождения (по необходимости)
— проведение коррекционно- развивающих занятий
Аналитический этап (будет проводиться в конце учебного года) Включает в себя:
-анализ овладения ребенком адаптированного учебного материала, сформированности школьно значимых умений и навыков, традиционных показателей социализированности включенного ребенка;
оценку результатов сопровождения и дальнейший прогноз динамики образования и социализации ребенка с ОВЗ в рамках работы ПМПк школы;
коррекцию всех компонентов индивидуальной образовательной программы.
Последние статистические данные говорят о том, что около 60% детей с ограниченными возможностями находятся на обучении в массовой школе. Ребенку с ОВЗ это дает право получить качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям. Родители могут выбрать форму обучения, это право дано им законом.
То есть нормы развития системы образования меняются, меняются и условия образования. Стандарт для детей с ОВЗ, дает новые возможности педагогу использовать свой научно — педагогический потенциал в работе с детьми.
Положение об учебном кабинете начальных классов для совместного обучения детей с нормой развития и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья